0
Ваша корзина пуста!

ARP Odyssey - возвращение легенды! Избранное

Оцените материал
(1 Голосовать)

ARP Odyssey…

Вряд ли найдется хоть один профессиональный клавишник, никогда не слышавший от этом воистину легендарном синтезаторе. ABBA, George Duke, Genesis, Herbie Hancock, Jean Michel Jarre, Jethro Tull, Pink Floyd - список всемирно известных музыкантов и коллективов, использовавших этот инструмент можно продолжать и продолжать…

И если до недавнего времени найти это раритетный инструмент можно было разве что на Ebay, то теперь приобрести легендарный «комбайн» может каждый желающий! В январе текущего 2015 года, благодаря совместным стараниям инженеров компании KORG и Дэвида Фрэнда, одного из основателей компании ARP, синтезатор Odyssey снова увидел свет!

В связи с этим, MusicMag решил еще раз вспомнить историю легендарного инструмента и внимательно изучить его функционал. Итак, поехали!

arp ad

История

Давайте вернемся в 1972 год. В это время, американский рынок профессиональных синтезаторов делили 2 компании: Moog и ARP. В 1970 году мир увидел первый в мире компактный синтезатор – Moog Minimoog. Мощный, компактный и простой в использовании синтезатор, появившийся в эпоху доминации огромных аналоговых «шкафов», попросту взорвал представления клавишников того времени! В 1971 году, компания ARP, не желая отставать от конкурентов, выпускает синтезатор 2600 – портативный полумодульный инструмент, напичканный различными возможностями. Музыканты, конечно же, не могли не обратить на него внимание. Новый инструмент тут же появился в арсенале Stevie Wonder и группы The Who, однако пальму первенства все же сохранял Minimoog, во многом – благодаря его компактности и простоте.

mmagARP2600JoeZawinul

Инженеры ARP решают создать не менее компактный и простой синтезатор. Так, в 1972 году свет увидел ARP Odyssey! Новинка обладала мощным и функциональным синтезаторным движком ARP 2600, получив максимальную простоту и компактность синтезатора Minimoog. При этом, ARP Odyssey был оснащен гораздо более гибкими возможностями, которые, кстати, не теряют своей актуальности даже на современной «арене».

HZOyCvX

В итоге, эпоха 70-х прошла под эгидой горячих споров «Moog против ARP», равнявшихся по силе сегодняшнему противостоянию приверженцев платформ MAC и PC. Сторонники синтезатора MOOG аргументировали свой выбор наличием трех осцилляторов и мощного, жирного фильтра Minimoog, в то время как владельцы ARP восхваляли мощные модуляционные возможности и стабильность строя синтезатора Odyssey. По некоторым данным, компания ARP в итоге получила даже больший успех, чем Moog, к 1977 году получив 40% мирового рынка аналоговых синтезаторов, который к тому моменту делили и новые компании – KORG, Oberheim, Yamaha и Roland…

{youtube}4mQh8h77GyQ{/youtube}

Несмотря на успех синтезатора Odyssey, в 1981 году компания ARP прекратила свое существование. Так Odyssey стал желанный раритетом в мире винтажных инструментов. Выпущенный к тому моменту в трех различных версиях, каждая из которых имела отличительный дизайн и уникальный аналоговый фильтр, синтезаторы Odyssey доминировали на мировых аукционах более 33 лет…

… до тех пор, пока компания KORG не объявила о своем сотрудничестве с одним из основателей ARP, Дэвидом Фрэндом, что и привело к возрождению легендарного синтезатора в 2015 году.

korg-arp-odyssey-2015

Конструкция ARP Odyssey

Для начала приятная особенность – вместо стандартной коробки и пенопластовых держателей, новый ARP Odyssey поставляется в великолепном матовом полиуретановом кейсе, который сам по себе стоит не меньше 200$. Для авиаперевозок такой кейс, пожалуй, не подойдет, но вот, например, в кузов турового грузовика его закинуть совершенно не страшно.

mmag arp odyssey case

Далее – реинкарнированный инструмент оказался приблизительно на 10% меньше оригинального, что обозначает что клавиатура Odysseyпо размеру примерно равна клавиатуре KORG MS-20 Mini. В общем то, чуть уменьшенная, но самое главное – качественная клавиатура для синтезатора – скорее преимущество, чем недостаток. Однако, я думаю что на этот счет многие клавишники могут со мной не согласиться. Есть и не очень приятные новости – чувствительные к давлению пэды Odyssey, отвечающие за модуляцию и высоту тона, не принимают MIDI. Это обозначает, что такие характерные и узнаваемые нюансы исполнения, как бенды и вибрато, не могут быть прописаны в вашей DAW. Что ж, жаль…

csm ARP Odyssey dreiviertel schraeg 78518f6d4f

Задняя панель синтезатора оснащена разнообразными входами и выходами. Здесь есть стандартный MIDI-вход, USB-порт для передачи и приема MIDI-данных, разъем для педалей экспрессии и портаменто, монофонические аудиовыходы на разъемах 1/4" Jack и XLR, аудиовход, а также 6 CV/Gate входов и выходов с разрешением 1В/окт.

odyssey

Звуковая архитектура

Удивительно, насколько сильно отличается подход инженеров ARP от классического, общепринятого дизайна в духе Minimoog. Несмотря на то, что стандартное деление на модули осцилляторов/фильтров/огибающих сохранено, интерфейс Odyssey в первую очередь сосредоточен на модуляционных возможностях, значительно превышающих классические LFO и огибающие. «Модульные корни» Odyssey ярко просматриваются практически в каждом аспекте синтезаторного движка, и это неудивительно, ведь Odyssey, по сути, является уменьшенной копией полумодульного синтезатора ARP 2600.

odyssey4-508x338

Итак, Odyssey имеет на борту 2 осциллятора и шумовой генератор с отдельными настройками высоты, которые могут быть смикшированы в любой пропорции. Далее аудиотракт следует через низкочастотный резонансный фильтр, а затем – через нерезонансный ВЧ-фильтр. В конце тракта расположен аутентичный модуль VCA, который в современной интерпретации обрел еще и дополнительный модуль овердрайва. Этот полностью аналоговый модуль звучит просто фантастически, мягко обогащая и насыщая аудиосигнал новыми гармониками!

Модуляционные средства Odyssey крайне необычны. Вместе со стандартными генераторами огибающей (коих здесь два) и низкочастотным модулятором LFO, имеется целый ряд дополнительный модуляционных возможностей, наличие которых объясняет популярность Odyssey в среде Synth-Pop артистов. Например, здесь есть секция Sample and Hold, возможности которой выходят далеко за рамки привычного «булькающего» эффекта, или кольцевой модулятор, который, в сочетании с 2-голосным парафоническим режимом, позволяет добиться действительно нетривиального звучания.

ARP-Ody-VCO-1800

Осцилляторы

Двойной модуль осцилляторов Odyssey – на удивление гибкий инструмент, даже по нынешним меркам. Первые поколения инструментов Odyssey ценились за их непревзойденное качество строя (напоминаем, многие аналоговые синтезаторы имеют проблемы с устойчивостью строя), которое, естественно, досталось в наследство и новой версии. И если большинство современных аналоговых синтезаторов решили этот вопрос с помощью цифрового управления высотой, то Odyssey сохранил полную аналоговую «девственность»! Это означает, что в арсенале Odyssey – все богатство палитры михрохроматических пульсаций, доступных при тонкой расстройке осцилляторов. Кстати, осцилляторы не имеют ни переключателя октав, ни хроматического регулятора! Вместо этого, Odyssey оснащен 2 фейдерами, отвечающими за плавную смену высоты каждого из осцилляторов! Да-да, это обозначает, что для настройки синтезатора под ноту «ля» вам понадобится тюнер! Таким образом, инженеры предлагают вам забыть о привязке тембров к привычной ладовой системе, открывая простор для нестандартных саунд-дизайнерских решений.

В то время, как арсенал форм волны ограничен пилой (sawtooth) и регулируемой импульсной (variable pulse) волной, имеется несколько нетривиальных «фишечек», которые можно использовать для получения очень интересных синтезаторных эффектов. Например, такая: осцилляторы всегда находятся в парафоническом режиме с динамическим распределением голосов. Это означает, что нажимая одну ноту, вы получите звучание обоих осцилляторов на одной высоте (с поправкой на индивидуальные настройки высоты, естественно). Если вы добавите вторую ноту, то верхняя нота будет исполняться вторым осциллятором, а нижняя – первым. Этот прием звучит особенно здорово, когда каждый из генераторов имеет уникальную форму волны и другие специфические настройки.

Кроме того, осцилляторы могут быть синхронизированы друг с другом, или использованы в комбинации с кольцевым модулятором. Конечно, данные функции имеются и в других синтезаторах, однако, использование модуляций секции осцилляторов вместе с парафоническим функционалом подарит вам огромное, недостижимое на других инструментах разнообразие динамических красок! Естественно, для этого придется играть на клавиатуре :)

Вот небольшой пример: вы настраиваете осцилляторы на приблизительно одну высоту, играете яркий лид, и тут внезапно голоса расходятся, при этом каждый из них звучит совершенно уникально, отличаясь от исходного «двухголосного» тембра! А в случае использования жесткой синхронизации осцилляторов, второй голос будет управлять глубиной знаменитого «фленджероподобного» эффекта! Использование двухголосия вместе с кольцевой модуляцией подарит обилие агрессивных, лязгающих звуков в духе Nine Inch Nails. И, конечно, вы можете использовать оба эффекта одновременно, что подарит вам палитру по-настоящему безумных красок!

{youtube}gAqQ7JXtjug{/youtube}

preview

Фильтры

Оригинальная версия ARP Odyssey MK1, производившаяся с 1972 по 1975 годы, была оснащена резонансным низкочастотным фильтром с разрешением 12дБ/Окт. Фильтр имел агрессивное звучание, сильно контрастировавшее с звучанием фильтров синтезаторов Oberheim, производившихся в то же время. Следующая модификация – Odyssey MK2, получила уже четырехполюсный фильтр (24дБ/Окт), по характеру напоминающий классический «муговский» фильтр. Наконец, последняя модификация синтезатора (MK3) получила похожий фильтр, однако, уже с измененными характеристиками резонанса. Проще говоря, фильтр OdysseyMK1 звучал ярко и агрессивно, MK2 имел более «жирное» и чистое звучание, а MK3 получил мягкий, высоко-резонансный фильтр.

odyssey2

На радость всем фанатам Odyssey, и не только им, новая, современная версия инструмента, получила все 3 фильтра, каждый из который выполнен на индивидуальной компонентной базе! Для переключения фильтров на панели имеется специальный рычажок. Фактически, это превращает новый Odysseyв 3 полноценных синтезатора, и это не преувеличение! Каждый из трех фильтров имеет настолько уникальный характер, что переключение между ними может кардинально изменить общее звучание пэтча.

За НЧ-фильтров следует простой высокочастотный фильтр без резонанса. Этот фильтр может пригодится при использовании кольцевой или FM-модуляции, которые, зачастую, добавляют в звучание некоторую дополнительные низкочастотные звуковые артефакты. Такие артефакты могут негативно повлиять на динамический диапазон тембра и усложнить звучание микса. Кроме того, высокочастотный фильтр идеально подходит для создания классических тонких ВЧ-лидов.

mmag Arp odyssey mod

Модуляционные возможности

Основа уникального звучания ARP Odyssey – многочисленные модуляционные возможности инструмента.

Во-первых, синтезатор оснащен двумя назначаемыми огибающими, каждая из которых обладает бОльшим количеством возможных целей модуляции, нежели любой другой синтезатор 70-х годов. Первый, двухфазный (AR) генератор, имеющий дополнительную нерегулируемую фазу удержания (sustain), может модулировать усилитель или фильтр синтезатора. Второй, четырехфазный (ADSR) генератор, позволяет модулировать как фильтр и усилитель, так и высоту осцилляторов или глубину частотной и импульсной модуляции. При этом возможна одновременная модуляция всех вышеуказанных модулей, причем каждая цель имеет уникальный регулятор глубины воздействия!

Korg-Arp-5В контексте звукового дизайна, такие возможности позволяют не только добиться обилия специфических эффектов и тембров в духе Sci-Fi, но и дарят звучанию синтезатора огромную палитру динамических, подвижных тембральных нюансов, пригодных для создания, например, одноголосных пэдов. Тот факт, что огибающие позволяют независимо управлять высотой каждого из осцилляторов, дарит возможность «автоматизировать» классические эффекты жесткой синхронизации или перекрестной модуляции!

Кроме того, огибающие имеют еще несколько специфических функций. Например, оба генератора имеют различные настройки перезапуска (re-triggering). Вы можете выбрать стандартный вариант триггеринга с помощью клавиатуры или… с помощью LFO! Кстати, наличие этой уникальной функции довольно сильно повлияло на новый стиль синтезаторного звучания 80-х, порожденный New-wave артистами, такими как Depeche Mode или Ultravox.

Далее – LFO позволяет использовать 2 формы волны (синус и квадрат) одновременно! Необходимую форму волны мы будем выбирать в области цели модуляции. Например, мы можем модулировать первый осциллятор с помощью обеих форм волны в различных пропорциях, а второй – только одной из волн. Фильтр, впрочем, можно модулировать только синусоидальным LFO, однако, умело используя возможности триггеринга огибающей с помощью LFO, можно получить новый, широкий арсенал форм волны, которые пригодны и для модуляции фильтра. Как и в случае с огибающими, каждая цель LFO имеет собственный регулятор глубины модуляции!

{youtube}Hyi-ahEJIXU{/youtube}

Следующий уникальный модуляционный инструмент ARP Odyssey – сложный модуль выборки и хранения (sample and hold), позаимствованный из арсенала модульного «прародителя» - ARP 2600. Многие начинающие саунд-дизайнеры полагают, что модуль выборки и хранения, это, по существу, всего лишь случайная форма волны. И несмотря, на то, что многие синтезаторы используют именно этот термин для обозначения случайной волны, по факту, это не совсем верно. Да, с помощью модуля sample and hold ARP Odyssey вы можете получить случайную волну, но здесь это только «цветочки»…

Итак, схема модуля sample and hold включает 2 основных компонента: LFO и аудиовход. LFO имеет квадратную форму волны, и работает как своего рода «фотоаппарат», запечатлевая и растягивая в течении одной фазы полученное на аудиовходе модуля напряжение аудиосигнала. Частота смены таких «фотографий» зависит от частоты LFO.

Если подключить к аудиовходу модуля sample and hold стандартный шумовой генератор, мы получим ту самую случайную ступенчатую форму волны. Большинство синтезаторов, оснащенных модулем выборки и хранения имеют именно такую, нерегулируемую архитектуру. Модуль sample and hold ARP Odyssey, помимо возможности использования 2 типов шума (белого и розового), также имеет возможность принимать звучание первого осциллятора, который, кстати, на низких частотах может работать и как дополнительный LFO-модуль.

ARPKRPODYSSEY1-2

Что с этим можно сделать? Например, установите для первого осциллятора пилообразную форму волны и сильно уменьшите его частоту. Далее – подключите этот осциллятор к аудиовходу модуля sample and hold. Результатом будет ступенчатый звук с постепенно нарастающей высотой, похожий на атональное (а при особой ловкости – и тоновое) арпеджио! Если в тех же условиях использовать квадрат, вы получите пульсирующий звук, состоящий из двух сменяющихся частот. Подмешайте к аудиовходу немного шумового генератора, и вы получите небольшие случайные отклонения от вышеописанного эффекта!

Дополнительной функцией модуля выборки и хранения ARP Odyssey является возможность смены «фотографий» модуля с помощью триггеров клавиатуры синтезатора! Такой тип модуляции позволит создавать интересные ритмические фактуры, которыми особенно приятно управлять с помощью MIDI-секвенсора.

В качестве цели модуля sample and hold может быть выбрана высота любого из осцилляторов или частота среза фильтра. Но и это еще не всё! В дополнение, вы можете использовать итоговый аудиосигнал модуля sample and hold для создания частотных модуляций! Например, вы можете модулировать частоту среза с помощью сигнала осциллятора или, наоборот – модулировать высоту осциллятора с помощью генератора шума!

Итоги

Говорить, что переиздание ARP Odyssey – исключительно дань моде, а оценить синтезатор способны только разбирающиеся в синтезе клавишники или любители винтажного оборудования, на мой взгляд, крайне неверно. Конечно, с одной стороны ARP Odyssey сегодня – это часть истории и легендарный, узнаваемый звук. Однако, с другой стороны, это и один из самых сложных и мощных компактных аналоговых синтезаторов на современном рынке. Гибкость возможностей маршрутизации сигналов здесь приближается к гибкости Eurorack-систем. А если быть строгими, что еще может нужно от аналогового синтезатора, как не мощное, плотное звучание и обилие возможностей для саунд-дизайна? ARP Odyssey имеет и то и другое.

Плюсы:
  • Точнейшее переиздание оригинального ARP Odyssey
  • Великолепное звучание
  • Три различных LP-фильтра, соответствующих трем модификациям Odyssey
  • Широчайший арсенал модуляционных средств
  • Аудиовход для аналогового процессинга
  • Наличие CV-Gate разъемов для подключения к другим аналоговым устройствам
  • Отличное качество сборки
  • Жесткий кейс в комплекте
Минусы:
  • Единственные передаваемые и принимаемые MIDI-сообщения – нотные
  • Уменьшенная клавиатура
  • Монофонический аудиовыход
Вывод:
  • ARP Odyssey – один из самых известных аналоговых синтезаторов всех времен, вернулся!
Прочитано 3650 раз Последнее изменение Воскресенье, 27 сентября 2015 20:21

Медиа

Добавить комментарий